![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Некоторые выписки
Сенат в 1779 году запретил духовенству учавствовать в процессах о колдовстве. Но ведьм продолжали сжигать в 1885-1886 гг. (стр. 180)
Отношение ученых к церкви (стр.183-184)
применяя метод искажения нх мировоззрения, стремясь примирить их открытия с религией, совместить религию с наукой. Протоиерей В. Я. Некрасов в речи па похоронах Д. И. Менделеева назвал его верным сыном церкви. Сын Менделеева профессор И. Д. Менделеев опроверг это утверждение: «Отец с ранних лет фактически порвал с церковью... оп не сохранял ничего от официальной церковной догматики, как, впрочем, и весь круг лиц, в котором он вращался».
Воспитанный па сочинениях Герцена п Чернышевского К. А. Тимирязев был исключен пз Петербургского университета за отказ подписать обязательство не участвовать в сходках п организациях. В 1902 году он отстранялся от чтения лекций в Московском университете (в 1911 году Тимирязев сам вместе с группой 125 профессоров и преподавателей покинул университет в знак протеста против правительственного произвола). Естествоиспытатель высоко оцепил историческую победу Галилея над католической инквизицией. Он подчеркивал, что поражение религии в борьбе за идеи неизбежно. О социальной роли церкви Тимирязев писал: «...разлагающаяся буржуазия не брезгует вступать в союз и с мистикой, и с воинствующей церковью».
Крупнейший русский физиолог И. М. Сеченов преодолел религиозное воспитание, лолучепное дома и в Главном инженерном училище. В своих исследованиях он руководствовался материализмом и атеизмом, отстаивал идеи Чернышевского. В 1866—1867 годах власти попытались привлечь Сеченова к судебной ответственности, но побоялись создать ему еще большую популярность. 29 апреля 1866 года начальник Главного управления по делам печати сообщил петербургскому цензурному комитету: «Книга Сеченова вредна как изложение самых крайних материалистических теорий... Означенную книгу арестовать и подвергнуть оную судебному преследованию». Несколько лет спустя обер-прокурор Синода Победоносцев признал «Рефлексы головного мозга» вредной книгой. Цензура запретила ее печатать в «Современнике», чтобы ограничить круг читателей.
И. И. Мечников, еще будучи гимназистом, в сочинении на вольную тему написал об отсутствии бога. Позже он, показывая свизь психических нвлений с телом, опроверг утверждение теологов, что религия дает человеку возможность преодолеть страх смерти. По мнению Мечникова, христианство противопоставляло телу человека его душу, извращало природу человека. Оно привело к падению искусства. Мечников рассматривал возвращение Леонардо да Винчи и Микелаиджело к греческому идеалу как протест против христианского унижения человека 17. Из-за развязанной против него кампании нападок после убийства Александра II Мечников вынужден был в 1886 году
поселиться и работать в Париже.
Крестьяне пахали на попов, чтобы оплатить их услуги (стр. 189, 241)
Истинную причину взаимодействия церковников с помещиками раскрыл крестьянин села Стражегород Подольской губернии Л. М. Постоик: «Попы держали сторону помещиков — ведь у попов тоже были имения, правда, то были церковные земли, по попы пользовались ими лично без всякого контроля, а налог на эти земли платило общество крестьян. Крестьяне же и обрабатывали эти земли почти даром, то за молитву, то за крестины и свадьбу — словом, эксплуатация попами крестьянского труда была но меньше, если не больше эксплуатации помещичьей».
Икона не помогла победить Японию (стр. 191)
Главнокомандующий Куропаткин во время русско-японской войны брал с собой вагон икон и имел при себе сверхштатных попов. Перед Мукденским сражением по фронту армии провезли икопу, бывшую у Кутузова во время Бородинского сражения. Государственно-церковные идеологи использовали икопу, которая в религиозной форме символизировала справедливый характер Отечественной войны 1812 года для обработки солдат, отправленных на смерть на захватническую войну.
Дьявол - первый забастовщик (стр. 207)
был дьявол.
Толстой против РПЦ (стр. 212-214)
Л. Н. Толстой опровергал христианские догматы. «Если возможна троица, непорочное зачатие, искупление рода человеческого кровыо Христа, то все возможно и требования разума не обязательны»,— писал он. Писатель разоблачал православные таинства и обряды: «Мурцовка, которую из вина п булки делает поп по воскресеньям за перегородкой, после того как поп над этим пошепчет, то вино будет не вино, и булка не булка, а кровь и тело одного из тройных богов». Рационалистическое опровержение христианских догматов и таинств — свидетельство борьбы Л. Н. Толстого с официальным православием и церковью. Одпако Лев Николаевич проповедовал религию, им самим созданную. Критику церкви и духовенства Толстой связывал с разоблачением существующих порядков, светской власти и правительства: «Люди живут в безумной роскоши, составляя свое богатство из трудов униженных бедных и ограждая себя и свое богатство стражей, судами, казнями,— духовенство во имя Христа одобряет, освящает, благословляет такую жизнь. Когда было рабство, духовенство всегда и везде оправдывало его, не считая ого несогласием с христианством... Духовенство одобряет, благословляет во имя Христа военные приготовления и войны, не только одобряет, но часто поощряет их».
«Обращение к духовенству», вышедшее в свет в разгар первой русской революции, разоблачало внутреннюю политику самодержавия, обвиняло царя и церковь за ведение русско-японской войны. Социал-демократы использовали борьбу Толстого против господствующей церкви, его выводы о том, что «учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание
самых грубых суеверий и колдовства». Критика Толстым христианства и его восточной ветви — православия имеет непреходящее значение. Синод определением от 20—22 февраля 1901 года отметил, что Толстой «дерзко восстал па господа и на Христа его», и отлучил писателя
от церкви, предав его апафеме.
В. И. Ленин дал церковному преследованию Толстого такую оценку: «Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Христе, с темными инквизиторами, которые поддерживали еврейские погромы и прочие подвиги черносотенной царской шайки». В секретном распоряжении Синода о запрещении
служить заупокойные службы в случае смерти Толстого писатель пазвап врагом православной христианской церкви. Церковь рассчитывала уничтожить авторитет писателя в глазах народа. В. Л. Ленин отметил противоположный результат: мнение бывшего духовного лица о возросшей популярности Толстого.
Ленинская «Искра» опубликовала приветственный адрес Толстому рабочих Прохоровской мануфактуры в Москве. В музее Ясной Поляны хранится глыба стекла, на которой екатеринославские рабочие написали слова гордости писателем, идущим впереди своего века. Рабочие выразили свое восхищение Толстым, несмотря па то, что его проповедь непротивления злу насилием отвращала от революционной борьбы. Толстой сам отстранился от пее в 1905—1907 годах. Он дал самую противоречивую оценку революции, называя ее не политической, по религиозно-жизненной и в то же время всемирной, более значимой, чем «большая французская революция». В. И. Ленин указал в той связи: «Толстой не мог абсолютно попять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни русской революции». Однако как народный художник, предельно честный и искренний, несмотря па отрицание насильственных методов борьбы, Толстой встал па сторону народа: «Главное, в чем я ошибся, что любовь делает свое дело и теперь в России с казнями, виселицами и пр... Простительна жестокость и будущих революционеров»,— писал
он в ответе Синоду.
Ленин о социальной функции попа (стр.217)
Еще выписки из этой замечательной книги можно найти по тегу "православие при царе"