r3dthr3at: (фредди)
[personal profile] r3dthr3at


Иван Антонович Кочубей - прославленный комбриг, народный вожак, предводитель красного кубанского казачества, герой Гражданской. Бригада Ивана Кочубея была грозой для белогвардейцев и вселяла в их ряды панику. Действия её отличались внезапностью наносимых ударов, смелостью манёвра, стремительностью атак. Один из самых талантливых комбригов гражданской войны Иван Кочубей прекрасно умел нащупать наиболее слабые места противника и так мастерски руководил каждым боем, что его бригада не знала на своём пути поражений. Сам же Иван Кочубей всегда был впереди, на острие атаки. Пули миловали его, он проносился как вихрь, а его белая папаха мелькала в самой гуще боя. Как пишет современник, «не было в крае более популярной личности, чем Кочубей. Его знала Красная армия, знала белая армия, знало население Северного Кавказа. О нем ходили легенды, его боялись словно «чорта».

Он родился 13 (25) июля 1893 г. в семье кубанского голутвенного казака на хуторе Рощинском станицы Георгиевской (Беломечетинской) Баталпашинского отдела Кубанской области (ныне Кочубеевского района Ставропольского края). Юность Ивана Кочубея прошла в станице Александро-Невской Кавказского отдела, куда его семья переехала по переселению в 1906 году. Отец Кочубея был обременён большой семьёй в десять душ детей. Старшим из них был Иван. В силу этого ему приходилось вместе с отцом переносить всю тяжесть домашних недостатков и семейных невзгод. Молодой Кочубей пас скот и бывал больше в степи, чем в станице. В этом и кроется основная причина того, что Кочубей остался практически неграмотным.

С началом Первой мировой войны Иван Кочубей был призван на действительную военную службу и попал в сводный казачий кубанский полк корпуса генерала Баратова, который вёл боевые действия в Персии и Ираке. Затем Кочубей сражается в партизанском отряде есаула А. Шкуро, своего будущего противника. Назначен старшим урядником, воевал на Кавказском фронте. За храбрость, проявленную во время конных рейдов по германским тылам, молодой казак удостоился трёх георгиевских крестов и медали.

Февральская революция застала отряд в Каср-и-Ширине. В сентябре 1917 г. старший урядник, кавалер трёх «георгиев» Иван Кочубей возвратился с военной службы домой в станицу Александро-Невскую. Здесь назревали большие события: разгоралась борьба за власть Советов.

В революции Иван Кочубей выступил на стороне красных. И уже в начале февраля 1918 г. на многолюдном митинге во дворе станичного правления Иван Кочубей с братом и тремя станичными товарищами, вооружёнными до зубов потребовал немедленной организации конного красногвардейского отряда для разгрома белых.

На Кубани вспыхнуло пламя гражданской войны. Бывший урядник, собрав в спешке сотню из числа казацкой бедноты, выехал на ст. Тихорецкую. Остановив поезд на железнодорожной линии Екатеринодар - Тихорецкая, и добыв оружие, организовал там отряд красногвардейцев, который вместе с другими отрядами революционных войск принимал участие в боях против Кубанского войскового правительства, в короткое время отряд Ивана Кочубея вырос в сильную боевую единицу.

В апреле 1918 г. Кочубей с отрядом уже принимает участие в обороне Екатеринодара от корниловских войск. В мае возглавляет кавалерийский полк, который был брошен на борьбу с немцами в районе Батайска. Позже кочубеевские войска вновь отзываются на Кубань. Полк Кочубея являлся самой боеспособной единицей в Красной Армии Северного Кавказа. Осенью при переформировании отрядов в регулярные части Красной Армии полк Кочубея вошёл в состав 3-й Кубанской кавбригады 3-й стрелковой дивизии 11-й армии, Иван Кочубей назначен её командиром, затем назначен командиром - 2-й бригады Особой кавдивизии 12-й армии.

Уже в качестве командира кавбригады Кочубей принимал непосредственное участие в дерзких и успешных операциях по борьбе с войсками генералов Деникина, Шкуро, Эрдели и Улагая. А за взятие неприступной базы белых - станицы Воровсколесской он был представлен к награде Верховного командования. В жестоких боях, которые развернулись летом 1918 года в районе ст. Невинномысской, Курсавки, Баталпашинской, бригада Ивана Кочубея не один раз наносила поражение противнику, обращая в бегство отборные белогвардейские части, не выдерживавшие сокрушительных ударов красных казаков.

Воевал он успешно. Совершенно неграмотный, (населённые пункты на карте помечал крестиками: «Одын хрэст — Роща. Два хрэста — Баталпашинка…») незнакомый с академическими тонкостями тактики и стратегии, но, по воспоминаниям очевидцев, «храбрый до безумства вояка», наделенный природной воинской смекалкой, Кочубей бил в хвост и гриву маститых полковников и генералов. Особенно часто доставалось от него конным сотням Шкуро. Отличался комбриг своенравным и крутым характером». Там, где появлялась бригада Кочубея, имущество буржуев экспроприировалось в пользу неимущих, церкви, служители которых были замечены в провокационных действиях или в оказании помощи белым, поджигались, обывателей, сочувствующих мироедам, а также за глупость и чванство, пороли плетьми.

Во время боев на линии Курсавка - Кисловодск - Благодарное бригада Кочубея выловила в тылах XI армии около двух тысяч дезертиров. Толпу отконвоировали к Горькому колодцу. Перед дезертирами выступил Кочубей, заявив, что сегодня же отгонит их к белым и бросит: «Хай воны вас провучат, як треба воюваты!». Подобное было равносильно смерти, поскольку обе стороны с пленными не церемонились. Перепуганные дезертиры пообещали искупить вину. Их раздели до исподнего, построили поротно, выдали на каждую роту по винтовке с десятком патронов и приказали взять станицу Орбельяновку, где держали оборону две сотни пластунов и три сотни кавалерии. Ночью с диким воем, довооружившиеся кольями и булыжниками, дезертиры ворвались на окраину станицы. Казаки «удивленные видом противника и его силами, поспешно отступили, оставив один пулемет, часть обозов, лошадей, винтовки».

Кочубей подобно крутым парням из голливудских фильмов не любил выполнять приказы начальства и действовал по своему решению. Военспецы, засевшие в штабе 12 армии, люто ненавидели легендарного комбрига, поскольку он считал их изменниками дела революции и неоднократно высказывал мнение о том, что было бы неплохо «заарестовать всю эту сволоту». Вместе с тем, именно его бригада спасла от окончательного разгрома остатки 11 армии. Прикрывая зимой 1918-19 гг. отход армии на Астрахань, кочубеевцы в арьергардных боях сумели сдержать натиск преследующей красных белогвардейской армии генерала Деникина.

В штабе 12 армии, расположившемся в Яндыках, был получен приказ арестовать Кочубея и доставить его в Астрахань.Иван Кочубей, оставшийся в такой ответственный момент без комиссара (он заболел в пути тифом и отстал от бригады), отказался подчиниться приказу.18 февраля 1919 года к селению Промысловка, где находился Кочубей, выступил отряд пехоты, артиллерийская батарея и броневик. Утром из селения появилась кочубеевская кавалерия. Перед заслоном бригада остановилась, представителю штаба армии было заявлено, что «они против своих не пойдут, что они идут к Ленину и Троцкому жаловаться на то, что их продали». В ответ ударил пулемётно-артиллерийский огонь. Теряя убитых и раненых, бригада отхлынула обратно в Промысловку.

В Промысловке, тем временем, начался митинг. Возбуждение достигло предела. Мало кто понимал, что происходит. А после горячей и угрожающей речи Кузьмина члена РВС 12 армии в войсках и вовсе наступил раскол. Одни говорили, что надо выполнить требование Советской власти, другие - что это предательство. Наконец решили: больным и раненым остаться в Промысловке и разоружиться. Со всеми остальными Кочубей и сотник Латышев решили податься в Царицын - доложить о постигшей бригаду беде.

В ночь на 19 февраля 1919 года вместе с женой, начальником штаба А.С. Роем и сотником Латышевым, Кочубей ушел из селения и двинулся через безжизненные пески. Поход по зимней пустыне завершился трагически. Кочубеевец Р. Котов так рассказывал о последующих событиях: «Заблудились мы в песках. А нас было человек триста. Те, кто не подчинился приказу и не разоружился, не пошёл в Астрахань, а решил пробиться к Царицыну. Остановились на перекрёстке дорог. Латышев показывает - туда нам! А Кочубей привстал на тачанке (он был болен, сидел укрытый буркой и башлыком) и резко распорядился: «Кто хоче - идить с Латшем, а кто со мною - двинулись дальше». Разделились. Тронулись. Километров через десять наша колонна наткнулась на хуторишко Перекрёстнов. Занесён песком и снегом по самые окна. На второй день, утром, тут был бой. И сейчас, через столько лет, вспоминать тяжело. Бой был смертный. Кочубея, больного, без сознания, взяли в плен. И нас, раненых, погнали».

Сотник Латышев с 200 полуобмороженными бойцами дошёл до Царицына, белые привезли Кочубея в г. Святой Крест. Допрашивали его полковник Олеонтович и поручик Сенцов. Кочубея устроили в тёплой комнате. Приставили заботливого врача. Мало-помалу Кочубей стал приходить в себя. Прибывший с фронта генерал Чернозубов пытался «по-хорошему» договориться с Кочубеем. Он долго уговаривал его перейти на сторону белых. Сверкая стекляшками пенсне, витийствовал о воинском долге, присяге, заблудших казаках, зле революции и злобных большевиках. В ответ же услышал:
- «Ни, против своих я ны пиду, я сам большевик».
- «Вань, может, ты бы согласился? Жить тогда будешь», - сделала последнюю попытку спасти командира медсестра отряда Клавдия Сухина.
- «Ни, мэни цэ нэ пидходэ. Кочубей останэться Кочубеем!» - сказал Иван Антонович.

Планы белых состояли в следующем. Кочубей должен быть в белой армии. Имя его чрезвычайно популярно. Его переход вызовет брожение среди казачества, которое находится у красных. Казаки пойдут к белым огромной массой... Казак Кочубей должен был заслужить жизнь и прощение боевыми делами. Генерал Эрдели возбудил ходатайство перед командующим вооружёнными силами юго-востока России. Вскоре из ставки Деникина пришёл приказ о помиловании Кочубея при условии перехода того на службу Добровольческой армии в качестве командира дивизии в чине полковника. Но Кочубея наотрез отказался, а предложение принять офицерский чин, привело его в ярость, так как он люто ненавидел офицеров.

Тогда состоялся скорый суд: «Военно-полевым судом командир 3-й кавбригады 11-й армии Иван Антонович Кочубей, рождения 1893 года, уроженец станицы Александро-Невской, приговорён к смертной казни через повешение. Приговор привести в исполнение 22 марта в 6 часов вечера...» 22 марта 1919 года в городе Святой Крест (ныне - Будённовск) приговор был приведён в исполнение. За всё время ожесточённых боёв Иван Кочубей получил лишь однажды лёгкое ранение в руку. И тут, на городской площади, как только его повесили, верёвка оборвалась. Кочубей нещадно матерился. Повесили во второй раз. На грудь нацепили табличку: «Бандит Кочубей. Мучитель русского народа». Последними словами Кочубея были: «Товарищи! Бейтесь за Ленина, за советскую власть!»

http://vk.com/levoradikal_news?w=wall-25447883_127079

Profile

r3dthr3at: (Default)
r3dthr3at

April 2017

S M T W T F S
      1
234 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 11:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios