ИРА, Коминтерн и ОГПУ
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
После войны за независимость Ирландии в рядах республиканцев произошел раскол. ИРА раскололась на «договорников» (сторонников предлагаемого британцами мирного договора, по которому Ирландия получала широкое самоуправление, но оставалась часть британской империи) и «анти-договорников» (сторонников «войны до победного конца»). Первые стремительно становились политическим мейнстримом, а из перешедшей на их сторону части ИРА формировалась новая государственная армия. Вторые же радикализовались, «анти-договорная» ИРА стала прямым предком знаменитой террористической организации и школой для многих и многих ирландских политиков. В том числе и коммунистов.
Первая компартия Ирландии появилась в 1921 году, сразу вступила в Коминтерн, а состояли в ней довольно топовые люди (например основателем партии стал 20-летний Родерик Конноли, родной сын-кровинушка того самого Конноли). Гражданская война в Ирландии началась через год после основания партии, в 1922 году, и такая заваруха без Коминтерна обойтись никак не могла.
Справа от Ленина - Родерик Конноли
Эта война стала результатом политического кризиса в стране, последним способом разрешить противоречия между сторонниками мирного договора на британских условиях и их противниками. Удивительное дело, но гражданская война в Ирландии имела все шансы перерасти в социалистическую революцию.
Сразу после боев в Дублине (с чего война собственно и началась) младший Конноли и еще один деятель молодой компартии рванули, естественно, в Лондон. Куда ж еще ехать ирландским революционерам, когда революция в опасности. Дело в том, что в Лондоне вершил всякие разные дела эмиссар Коминтерна Михаил Маркович Бородин, который, как можно догадаться по отчеству был никакой не Бородин, а вовсе Грузенберг.
Бородин - Грузенберг
Вместе с Бородиным ирландские коммунисты написали программу социалистического преобразования Ирландии: национализация промышленности, всеобщее вооружение, отмена земельной ренты. Коминтерн высоко оценивал революционный потенциал страны. Во-первых советский Лимерик (этот город короткое время управлялся местным Советом) был еще свежим воспоминанием, а во-вторых видный деятель анти-договорников (к которым примыкали и коммунисты) Гарри Боланд оказал неоценимую помощь стране Советов. Он был посредником при продаже бриллиантов из короны Российской империи, а также заплатил 20 тысяч долларов за дипломатическое признание Ирландии Советской Россией. Дело было еще во время войны за независимость, РСФСР очень были нужны деньги, а ирландцам хоть какое-нибудь международное признание (деньги насобирала ирландская община в США). Так что анти-договорники Советам очень нравились, с ними можно было иметь дело, особенно если они коммунисты.
Тот самый Совет Лимерика
Несколько слов о Бородине-Грузенберге. Интересный и мутный был человек. Член партии с 1903 года, он, по линии Коминтерна работал с такими людьми как революционный мексиканский президент Карранса и перспективный восточный политик Ататюрк. Работал в Китае, лично дружил с Сунь Ятсенем, сводил Гоминдан и Мао и всюду выходил сухим из воды, пока не попал под колеса дела космополитов и не помер с горя в лефортовской тюрьме. Человек был такого размаха, что, подозреваю, не только программу он с Конноли обсуждал. На дворе же 1921 год. Коминтерн был счастлив помогать оружием и чем угодно сражающимся коммунистам во всем мире, а ирландцы были еще и кредитоспособны. К сожалению, скорее всего, ответ на мои предположения равномерно распределен между могилами Конноли, Бородина и архивами Коминтерна.
Вернувшись в Ирландию молодые коммунисты отправились к главнокомандующему анти-договорной ИРА Лайаму Линчу, который программу товарища Бородина одобрил, но… «когда белых побъем». Ирландские коммунисты радостно вступают в ИРА и бьются за социалистическую Ирландию, проникая даже на командные должности. Конноли едет в Берлин, потом в Москву. За оружием. Однако почему-то ничего не получает, может не сдержал обещаний Бородин, а может и не было тех обещаний, просто программу писали. Тем временем коммунисты убеждают Линча создавать Временное социалистическое правительство, создавать Советы, обеспечивать поддержку трудящихся масс… Но к весне 1923 в могиле лежали и многие лидеры коммунистов и сам Линч. Идея советской Ирландии провалилась.
Лайам Линч
Но история отношений ИРА со страной Советов на этом не закончилась. Летом 1925 года делегация ИРА посетила Москву. Визит, конечно же, был тайным: три года назад гражданская война закончилась поражением ИРА, многие добровольцы находились в тюрьмах «Свободного государства» (так тогда официально назывался ирландский доминион Британской империи), организация была запрещена, страной правила консервативная «Гэльская лига», должность министра внутренних дел занимал Оуэн О`Даффи – будущий основатель «синих рубашек», первой фашистской организации Ирландии… Это было время «левого крена» ИРА (второй раз армия повернулась налево уже в 60-е). Совсем скоро выходцы из ИРА станут первыми членами всех левых организаций страны, первыми дадут отпор фашистским боевикам О`Даффи и с радостью поделятся опытом партизанской войны с испанскими республиканцами. Но все это будет чуть позже, а пока в Ирландии самая беспросветная реакция и нужно искать новые пути.
Выступление О`Даффи
Делегацию возглавлял командующий бригадой ИРА графства Корк Патрик Мюррей. По легенде советские товарищи первым делом спросили скольких епископов повесили боевики и, узнав, что ни одного, разуверились в серьезности организации. По той же легенде Мюррей в неформальной обстановке встречался со Сталиным. Так или иначе, переговоры с советскими товарищами увенчались определенным успехом. Оружия ирландцам не дали, зато они получили ежемесячное финансирование в размере 500 фунтов стерлингов. В обмен ИРА обязалась оказывать советской разведке различные услуги на территории Великобритании и США.
СССР в то время опасался возможной военной интервенции империалистических держав и Британия занимала первое место в списке возможных агрессоров. Так что помощь ирландских революционеров была очень кстати. Ирландцы снабжали ОГПУ информацией о схемах двигателей британских бомбардировщиков, гидролокаторов, а также поставляли в страну Советов новейшую военную прессу. Кроме того специалисты из ирландского подполья изготавливали поддельные паспорта для советских разведчиков, а однажды обеспечили легенду ирландского торговца шерстью агенту ОГПУ в Румынии.
Еще более важной для советской разведки стала роль добровольцев ИРА из ирландской диаспоры в Нью-Йорке, первая советская разведывательная сеть в США в значительной степени опиралась на них. Некий «мистер Джонс», судя по всему вхожий в высшее армейское руководство США, обеспечивал бесценную информацию о химическом, морском и авиационном вооружении страны. Действовала договоренность и том, что в случае войны между СССР и Британией, ирландские агенты начнут минировать английские суда, стоящие на рейде в Нью-Йорке.
Самым интересным моментом это сотрудничества стала попытка ИРА вмешаться в гражданскую войну в … Китае. СССР в то время поддерживал Чан Кайши в его борьбе против клик китайских милитаристов, которым оказывали вооруженную поддержку Британия и Япония. Командование ИРА по своей инициативе предложило СССР отправку в поддержку Чан Кайши ирландских добровольцев при условии «достойных условий службы и проезда к месту боевых действий». Ирландцы даже послали в подарок Чан Кайши 200 бомб собственного изготовления, а начальник штаба ИРА Мосс Туми отдал приказ о подготовке серии диверсий против британских судов, отправляющихся в Китай.
Мосс Туми
Но ирландские друзья порядком утомили Советский Союз. Несмотря на всю принесенную пользу ирландцы, во-первых, отличались необязательностью, а во-вторых постоянно пытались втянуть СССР в свои конфликты, для чего постоянно выпрашивали оружие и даже рецепты изготовления иприта. Уже в конце 1926 года СССР сократил ежемесячные выплаты до 100 фунтов (ссылаясь на финансовый кризис), что стало настоящей катастрофой для армии, поскольку именно советские деньги позволяли организации содержать штат освобожденных активистов. В 1927 съезд ИРА пообещал военную поддержку СССР в случае его войны с Британией и в мае ИРА получила целую тысячу фунтов. Но это был закат отношений, которые вскоре прекратились вплоть до конца 30-х годов. По словам советского агента в Голландии Игната Рейса «в ИРА полагали, что весь мир вращается вокруг их проблем», а перед СССР уже вставали новые приоритеты во внешней политики.
Пост по мотивам моих же постов в фейсбуке. Призываю kommari как ценителя коминтерновской истории.