r3dthr3at: (фредди)
[personal profile] r3dthr3at
Проповедники православия тезис о прогрессивности христианства пытаются подкрепить идеалистической интерпретацией проблемы рабства (холопства) на Руси. Они утверждают, что церковь не смогла устранить института рабства, но она обрушилась против продажи «в поганые» братьев по крови, «христианство смягчило положение рабов». В недавно изданном сборнике статей церкви приписывается решительное осуждение рабства».

Вывод о положительной роли христианства в запрещении продавать «братьев по крови» в рабство в условиях Древней Руси столь же умозрителен, как и мнение о том, что упадок рабства в Римской империи был обусловлен распространением стоической и христианской морали. Ф. Энгельс показал, что рабство открыто было, когда рабочая сила могла произвести больше, чем требовалось для простого поддержания ее, и отмерло потому, что перестало окупать себя, сделалось экономически невыгодным.«Христианство совершенно невинно в постепенном отмирании античного рабства».

В советской историографии утвердилось мнение, что элементы рабовладения на Руси существовали и в раннефеодальном обществе, что холопы — это рабы русского феодального общества, они входили в состав челяди, работающей на феодалов. Рабство на Руси было известно задолго до христианства, оно продолжало существовать и столетия после его введения. Последнее упоминание о полных холопах относится к 1597 году.

Примера для осуждения рабства русская церковь не могла позаимствовать ни в античном христианстве, ни в византийском. Автор библейской книги «Премудрости Иисуса сына Сирахова» поучает: «Корм, палка и бремя — для осла; хлеб, наказание и дело — для раба. Занимай раба работой и будешь иметь покой; ослабь руки ему, и он будет искать свободы».

Не осуждается рабство и в Новом завете: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лук., 12, 47). Блаженный Августин писал, что упражнения рабов в терпении помогают переносить страдания временные в надежде на блага вечные. Рабское состояние человека считал справедливым блаженный Феодорит, епископ Кирский. Византийское православие освящало рабство. Документы X века называют рабов в качестве основного трудящегося населения владений, принадлежащих как светским, так и церковным собственникам. Процесс слияния рабов с крестьянами в Византии завершился в XI—XII веках.

Христианство никогда не выступало против сложившихся форм эксплуатации. Характеризуя его социальную роль, К. Маркс пишет: «Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и жалкими ужимками, угнетение пролетариата. К. Маркс говорит об оправдании, а не о смягчении рабства христианством.

Корзун М.С. "Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. X век - 1917 год". 1984, стр. 18-19, 26

Крупнейший богослов, митрополит московский и коломенский Филарет, которого восхваляют в настоящее время церковные историки, считал вопрос о крестьянах спорным, темным делом и поэтому предлагал помещикам лучше заключить с ними «обдуманные соглашения». Митрополита пугала нараставшая борьба. По его мнению, предоставление права «постоянного пользования землей помещиков» усилило бы «упрямство крестьян».

Филарет применил испытанный церковью прием фабрикации чудес. Святой Сергий Радонежский
будто бы дваягды являлся к царю и отговаривал освобождать крестьян. Филарет на запрос обер-прокурора Синода А. П. Толстого об отношении духовенства к телесным наказаниям составил записку, в которой отвечал: «...если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание, христианство не осудит сей строгости».

Филарета поддерживали казанский епископ Афанасий, кавказский епископ Игнатий (Брянчанинов). Они доказывали, что крепостное состояние не противно духу христианской веры и утверждается словом божьим. Афанасий говорил дворянам: «Церковь не находит причин действовать своим влияипем освобождению крестьян». «Рабство как крепостная зависимость от помещиков вполне законно и как богоучреждеппое должно быть всегда, хотя в различных формах»,— подтверждал Игпатий.

В проекте манифеста, составленном митрополитом Филаретом по поручению царя, многократно упомянуты бог или «всеблагое провидение божие», от имени которого царь «обнимал» «любовию и попечением всех... верноподданных всякого звания и сословия». В. И. Ленин писал, что митрополит Филарет доказывал, будто бы «крепостное право одобрено священным писанием и узаконено богом».

Корзун М.С. "Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. X век - 1917 год". 1984, стр. 155-156

Profile

r3dthr3at: (Default)
r3dthr3at

April 2017

S M T W T F S
      1
234 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 13th, 2025 07:02 am
Powered by Dreamwidth Studios