r3dthr3at: (прометей победа)
[personal profile] r3dthr3at
Надо сказать, что нарушения советского воздушного пространства американскими самолетами-разведчиками имели место в течение длительного периода времени. Они начались еще в начале 1950-х гг. Сталин, скрепя зубами, вынужден был это терпеть, так как советские средства ПВО не могли их достигать. Не в последнюю очередь это обстоятельство заставило Сталина, а затем Хрущева форсировать развитие ракетной техники. 1 мая 1960 г. в районе Урала советская ракета класса «земля-воздух» сумела сбить американский самолет-разведчик, и даже в плен был взят оставшийся в живых летчик Фрэнсис Пауэре. Но воздушная разведка полностью не была прекращена и после этого. В условиях обострившихся советско-американских отношений при Рейгане подобные нарушения не были редким явлением. За январь-август 1983 года только в районе Курильской гряды самолеты ВВС США девять раз нарушали советскую воздушную границу.

В ряде случаев это могло случаться из-за тяжелых погодных условий, но, как правило, они планировались. В частности, 4 апреля 1983 г. самолеты с опознавательными знаками США не только вторглись в советское воздушное пространство, но и принялись демонстративно отрабатывать условное бомбометание по советским наземным объектам. МИД СССР вынужден был заявить по этому поводу решительный протест Госдепартаменту США. Все это сыграло злую роль в том, что произошло с южнокорейским пассажирским самолетом. В ночь с 31 августа на 1 сентября в 2 часа 45 минут советскими радарами был зафиксирован американский самолет-разведчик PC-135. Около 5 часов утра по местному времени в той же зоне и на той же
высоте был обнаружен еще один самолет, который был ошибочно определен, как самолет-разведчик. Но им был этот несчастный южнокорейский «Боинг-747».

Командам истребителя СУ-15, пытавшегося посадить его на аэродром, не подчинился. На световые сигналы и на очереди трассирующих снарядов, нарушитель не реагировал. Это убедило советское ПВО в том, что они имеют дело с наглым нарушителем разведчиком, и он был сбит Утром 1 сентября Госсекретарь США Д.Шульц на экстренно созванной конференции заявил, что самолет был сбит, несмотря на то, что советские ПВО знали — это самолет пассажирский. Подобный вывод был сделан вопреки тому, что за полтора часа до выступления Шульца перед журналистами, разведывательное управление ВВС США предоставило руководству Пентагона, а затем и в Белый дом свое заключение, основанное на американских технических данных и всех обстоятельствах событий прошлой ночи. Вывод был однозначным: русские приняли «Боинг-747» за PC-135
(разведывательный самолет).

Американская администрация априори заняла воинствующий обвинительный уклон. Ее не интересовало объективное положение дел. Советский посол А. А. Добрынин писал: «...Проведенная им (Шульцем — М. П.) сверх эмоциональная пресс-конференция сразу же задала тон всем откликам в США. Для меня до сих пор остается загадкой подобная торопливость госсекретаря. Судя по всему, он был введен в заблуждение директором ЦРУ Кейси, сразу же утверждавшим с подачи своих служб, что речь идет о преднамеренном уничтожении пассажирского самолета над советской территорией, хотя другие разведслужбы высказывали сомнения на этот счет. Но чтобы не прослыть, видимо, и мягкотелым ... Шульц сразу же взял на вооружение версию ЦРУ. Ее тут же подхватил в еще более резких выражениях сам Рейган...». Он получил прекрасный повод для излияния свой антисоветской риторики. «Русский военный самолет хладнокровно сбил корейский авиалайнер... Это антигуманное преступление не только охладило мою политику «тихой дипломатии» с Кремлем, но практически затормозило все наши усилия по улучшению американо-советских отношений».

«Советский Союз против всего мира», «Советская паранойя», «Окровавленные руки Москвы», «Умышленное убийство», — кричали заголовки американских газет в те дни. Американцы жгли государственный флаг СССР перед зданием ООН, били витрины в магазинах, торгующих советскими товарами, требовали самых жестких правительственных санкций против Советского Союза, советских граждан и советских организаций на территории США. Газета «Чикаго Трибьюн» откровенно признала, что «сбитый самолет оказался политическим подарком и пропагандистским благом для Рейгана». Официальный Вашингтон лживо обвинил Москву в сознательном, умышленном уничтожении самолета. И это несмотря на то, что разведывательные органы США располагали необходимыми данными, свидетельствующими, что советская сторона действительно приняла «Боинг» за разведывательный самолет PC-135.

То, что в действиях советской стороны не было умышленности, говорит также выступление министра обороны Устинова на Политбюро 2 сентября 1983 г.: «...наши действия были абсолютно правильными, поскольку южнокорейский самолет американского производства углубился на нашу территорию до 500 километров. Отличить этот самолет от разведывательного самолета чрезвычайно трудно. У советских военных летчиков есть запрет стрелять по пассажирским самолетам».

В ходе расследования гибели «Боинга 747» все внимание западных специалистов было сфокусировано лишь на самом факте, никто всерьез и основательно не пытался выяснить, в силу, каких причин «Боинг 747» оказался в глубине территории СССР на расстоянии 660 километров от заданного маршрута.

По решению Политбюро 2 сентября было опубликовано короткое сообщение ТАСС, в котором говорилось: "В ночь с 31 августа на 1 сентября сего года самолет неустановленной принадлежности вошел в воздушное пространство СССР над полуостровом Камчатка, а затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над островом Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиотехнической службой не вступал. Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря". Из этого заявления вытекало, что советские ПВО засекли самолет-нарушитель, но что с ним стало потом, над японским морем, им ничего не известно. И такое неуместное заявление было сделано после того, когда, как выше уже мы подчеркнули, 1 сентября заместитель госсекретаря Бэрт, а затем посольство США в Москве сообщили МИД СССР о том, что в воздушном пространстве СССР пропал пассажирский самолет.

3 сентября, когда весь мир уже знал о сбитом пассажирском самолете, было опубликовано второе сообщение ТАСС, такое же бездарное, как от 2 сентября. В нем ничего не говорилось о том, что самолет был сбит советским истребителем. В частности, там было сказано: «...вскоре после этого самолет-истребитель вышел за пределы советского воздушного пространства и продолжал полет в сторону Японского моря. В течение примерно 10 минут, он находился в зоне наблюдения радиолокационными средствами, после чего наблюдение за ним было потеряно»,. В этом же сообщении косвенно признавалась гибель самолета: "...в руководящих кругах Советского Союза выражают сожаление в связи с человеческими жертвами и вместе с тем решительно осуждают тех, кто сознательно или в результате преступного пренебрежения допустил гибель людей, а теперь пытается использовать происшедшее в нечистоплотных политических целях". Однако, кто сбил самолет, об этом ничего не говорилось.

Заявления ТАСС, содержащие много неправды, окончательно девальвировали ту информацию, которая была объективной и правдивой. В частности, то, что американский самолет-разведчик и «Боинг-747» летели по одной трассе, но на разных высотах; пассажирский самолет вторгся в запретную зону СССР; американские электронные средства контроля не вернули «Боинг» на нужный маршрут. Советская сторона проиграла благодаря такому подходу в той ситуации на все сто процентов. Западное общественное мнение было на стороне США.

Не сказав своевременно правду о трагедии, связанной с «Боингом», Советский Союз дал повод США разоблачить себя в глазах мировой общественности как «империю зла». Международный авторитет СССР был сильно подорван. Большинство американских избирателей поддержали Рейгана в том, что «Соединенные Штаты находились в самом выгодным за два десятилетия положении, и могли говорить с русскими с позиции силы».

Однако правда об этой трагедии стала просачиваться через официальную американскую ложь. Уже в октябре 1983 г. тональность многих американских газет сильно изменилась. В частности, «Нью-Йорк Тайме» 7 октября писал: «По словам специалистов в области разведки США, они просмотрели всю имевшуюся информацию и не нашли никаких признаков того, что персонал советской воздушной обороны знал, что это гражданский самолет». В марте 1984 г. родственники погибших пассажиров авиалайнера возбудили судебный иск против авиакомпании KAL (которая, как выяснилось, уже давно использовалась спецслужбами для сбора разведывательной информации о советских оборонных объектах в районе Камчатки) и против правительства США, обвинив их в сокрытии от южнокорейского экипажа, имевшихся у них данных об угрожающей лайнеру, опасности.

После гибели «Боинга» силами советского тихоокеанского флота были организованы поиски электронной аппаратуры самолета. 20 октября 1983 г. была обнаружена кабина самолета и «черные ящики», то есть записывающая электронная аппаратура. Секретные документы, связанные с судьбой этого самолета, находившиеся в архиве Политбюро, а затем в архиве президента России, были опубликованы в газете «Известия» от 15 октября 1992 года. Д.Ф.Устинов и В.М.Чебриков докладывали Ю.В.Андропову: «Оценка фактических данных, полученных при анализе показательной регистрирующей аппаратуры самолета и линии поведения администрации США после того, как самолет был сбит, подтверждает, что мы имело дело с тщательно организованной спецслужбами США крупномасштабной политической провокацией, которая преследовала двоякую цель. Во-первых, вторжением самолета-нарушителя в воздушное пространство СССР создать благоприятную обстановку для сбора разведывательных данных о нашей системе ПВО на Дальнем Востоке ... Во-вторых, ими предусматривалось, если этот полет будет нами пресечен, использовать этот факт, чтобы опорочить Советский Союз...».

В конце 1990 — начале 1993 года, Россия передала в ИКАО (международная ассоциация и документы по делу о гибели «Боинга», в том числе копии всех записей из «черных ящиков», а также копии всех переговоров между командными пунктами на Дальнем Востоке в ночь с 31 августа на 1 сентября. На основании этих материалов ИКАО специально объявил о снятии с Советского Союза всех обвинений, выдвигаемых рейгановской администрацией. Было заявлено, что СССР больше не обвиняется в том, что его ПВО и ВВС сознательно сбили пассажирский самолет, совершив тем самым варварский акт. В документе ИКАО, в частности, указано: «3.12. Летный экипаж КАЛ-007 не выполнил надлежащих навигационных процедур, которые обеспечивают выдерживание воздушным судном заданной линии пути в течение всего полета ... 3.32. Командование ПВО СССР сделало вывод, что КАЛ-007 является разведывательным воздушным судном РС-135 США перед тем, как оно отдало приказ о его уничтожении».

Такова, правда, о трагедии над Японским морем. Скажи о ней своевременно, Советский Союз вышел бы из нее с минимальными потерями, его международный престиж сильно бы не пострадал. Одновременно в руках Соединенных Штатов было бы меньше козырей для развертывания антисоветской пропаганды.

Полынов М.Ф. - Исторические предпосылки перестройки в СССР (стр. 112-117, 120-122)
From: [identity profile] vwr.livejournal.com
Чепуху пишет этот Полынов. Это "неуместное" заявление имело своим результатом то, что заставило проговориться тех, кто, якобы, ничего знать не мог, но, как оказалось, знал все прекрасно - и маршрут самолета и детали отклонения от него.
На борту Боинга находились двое конгрессменов США и жене одного из них сообщили о смерти ее мужа за несколько часов до того, как сам факт "пропажи" самолета был официально объявлен.
From: [identity profile] prometheus.livejournal.com
Да, есть такое. Полынов кстати в этой книжке ни раз похожим образом потыкает советское руководство. Например в части размещения СС-20 на европейской территории СССР, это, дескать, вынудило американцев разместить першинги на территории своих созников в Западной Европе и усугубило и без того плохие отношения с США. Причем СС-20 никак не могли долететь до территории США, зато область поражения першингами доходила вплоть до Волги. Но виноват СССР, виноват просто потому что разместил свое ядерное оружие на своей территории.

Я так понимаю автор пытается быть объективным и не хочет походить на "совка". И для объективности придумывает всякие нелепые предлоги. Не могли же одни США быть виновными в эскалации Холодной войны! Бред в общем.
Edited Date: 2013-07-24 01:57 pm (UTC)

Profile

r3dthr3at: (Default)
r3dthr3at

April 2017

S M T W T F S
      1
234 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 16th, 2025 06:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios