r3dthr3at: (фредди)
[personal profile] r3dthr3at


Якоб Розенфельд (1903-1952)

Венский врач Якоб Розенфельд, ставший героем китайской революции, конечно, не столь известен, как его канадский коллега Норман Бетьюн, чьи подвиги во время японо-китайской войны вдохновили Мао Цзэдуна на эссе, впоследствии вошедшее в КНР в списки произведений для обязательного чтения. Но еврейский доктор, более известный в Китае как генерал Ло, был единственным из немногих иностранных добровольцев, сумевшим подняться в высшие эшелоны революционной армии и даже занимал пост министра здравоохранения временного правительства в 1947 году.

Ничто в происхождении и биографии молодого венского гинеколога не предвещало ему будущего «Будды-спасителя» Красной Армии, как его называли китайцы. В отличие от того же Бетьюна, воинствующего коммуниста, примкнувшего к Мао еще в 1938-м, Розенфельд «стремился всего лишь к комфортной жизни, которая делилась на врачебную практику днем и оперу - вечером», - рассказывает австрийский эксперт по китайской истории Герд Камински, организатор экспозиции о Розенфельде в стенах Венского еврейского музея, автор книги о еврейском враче.
Якоб Розенфельд родился в 1903 году в австро-венгерском городе Лемберг (так тогда назывался Львов), в семье офицера запаса имперской армии. Когда к власти в Австрии пришли нацисты, молодого врача едва не постигла участь многих европейских евреев того времени. Он побывал в Дахау и Бухенвальде, а в 1939 году был освобожден при условии, что покинет Рейх в течение двух недель. «Единственной в то время возможностью покинуть оккупированную нацистами Европу было сесть на корабль и отправиться в далекий Шанхай, для въезда в который не требовалось виз», - рассказывает Камински.

Еврейский квартал Шанхая, стремительно превратившийся в «Маленькую Вену», предоставил убежище 25 тысячам европейских евреев, и возобновить там свою врачебную практику Розенфельд смог довольно быстро. После случайной встречи с агентом Коминтерна и насмотревшись на страдания китайцев во время японской оккупации, Розенфельд в 1941 году решает вступить в ряды Новой четвертой армии Мао Цзэдуна.

Дальнейшая биография еврейского врача напоминает, скорее, легенду китайского коммунистического эпоса - бесконечные истории о молодом враче на передовой, безустанно спасавшего раненых при свете фонарика. Параллельно той войне ему приходилось вести и собственную - за гигиену и обучение десятков китайских врачей методам современной медицины. «Он был великим героем и гуманистом, которым восхищались военные и народ. Он спас тысячи жизней и сыграл роль, сравнимую разве что с заслугами Бетьюна», - говорит посол КНР в Австрии Лу Юн Хуа.

Возведенный в генеральский чин, Розенфельд, оказался в элите ЦК КПК и сблизился с Лю Шаоци и Чен Йи, впоследствии ставшими соответственно председателем и министром иностранных дел КНР. «С самим же Мао Розенфельд никогда не был близок», - отмечает Камински.

После победы над нацизмом в Европе австрийский генерал Ло решил остаться в Китае и даже принял участие в параде победы в Пекине. Но в 1949 году, после образования КНР, все же решил вернуться в Вену, где его встретили разрушенный войной город и никуда не девшийся антисемитизм. Розенфельд писал в своем дневнике, что после уничтожения семьи он так и не смог адаптироваться к послевоенной Европе. В 1950-м он попытался вернуться в Китай, чему помешало отсутствие у него визы. Тогда Розенфельд поселился в Израиле и через два года умер там от сердечного приступа. С приходом к власти новых людей и началом Корейской войны иностранцев в Китае уже не жаловали. Во время культурной революции конца 1960-х друзья еврейского врача Лю и Чен уже не состояли в фаворе у китайского генсека, и о Розенфельде забыли. После смерти Мао в 1976 году генерала Ло в китайском обществе частично реабилитировали. Но только в последние годы его героический статус в Китае был восстановлен полностью. Отчасти это произошло и благодаря усилиям Камински. «В Национальном музее Китая в Пекине ему посвящена целая экспозиция, занимающая площадь 800 квадратных метров, которую открывал президент КНР Ху Цзинтьтао», - отметил историк.
"От гинеколога до генерала" - http://www.pseudology.org/evrei/Rosenfeld.htm

А на дальнейшую его судьбу во многом повлияло знакомство с Сун Цинлин, вдовой Сунь Ятсена, китайского революционера, основателя партии Гоминьдан, одного из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей, именовавшегося “отцом нации”. Эта, не намечавшаяся заранее встреча (о, Его Величество Случай!) состоялась в местном кафе “Фиакр”. Впечатленный состоявшейся, хотя и не продолжительной, но содержательной беседой, и уже насмотревшись, до этого, на страдания китайцев во время японской оккупации, Розенфельд в 1941 году решил вступить в ряды Новой четвертой армии Мао Цзэдуна. А все последующие события в его жизни обросли легендами в духе китайского коммунистического эпоса – полуфантастические сказы о молодом полевом враче на передовой, отважно спасавшем раненых и возвращавшем к жизни тех, кого, казалось бы, уже невозможно было спасти. В любом случае, можно утверждать о том, что доктор Розенфельд, кроме всего прочего, много сил отдавал тому, чтобы местные жители перенимали европейский подход к вопросам личной гигиены, а китайские медики осваивали методы врачевания, на основе которых практиковал еврейский врач. “Он был великим героем и гуманистом, которым восхищались военные и народ. Он спас тысячи людей и сыграл роль, сравнимую разве что с заслугами Бетьюна”, – так отозвался о Якобе Розенфельде посол КНР в Австрии Лу Юн Хуа. Эта цитата нуждается в пояснении – относительно упомянутой в ней исторической личности явно не азиатского происхождения. Речь идет о канадском подданном Нормане Бетьюне, по своим убеждениям, воинствующем коммунисте, примкнувшем к движению будущего “великого кормчего” еще в 1938-м. Подвиги Бетьюна во время японо-китайской войны вдохновили Мао Цзэдуна на эссе, впоследствии вошедшее в “Поднебесной” в списки произведений для обязательного чтения. Розенфельд поднялся в Китае выше других иностранцев.

Возведенный в генеральский чин и получивший новое имя: “генерал Ло”, он оказался в элите ЦК КПК и сблизился с Лю Шаоци и Чен И, впоследствии ставшими, соответственно, председателем и министром иностранных дел КНР. С самим же председателем Мао Розенфельд никогда не был близок, хотя его и назначили военным советником Мао Цзэдуна, а последней военной должностью, которую занимал генерал Ло, стал пост командующего медицинским корпусом Китайской народной армии. Ценные сведения о деятельности доктора Розенфельда в Китае можно почерпнуть из публикации китайского автора Фу Минцзына в рубрике “Вспоминая прошлое” под названием “Генерал Ло и северо-восточная освободительная война”. Указывается, в частности, что этому врачу приходилось выполнять свой профессиональный долг в тяжелых климатических условиях, особенно в зимнее время, когда армия испытывала дефицит теплой одежды и обуви. Не хватало лекарств и перевязочных средств. У командиров и бойцов обмораживались ноги и руки, что влекло за собой ампутацию конечностей. Труд медиков, и в первую очередь, Якоба Розенфельда, был поистине героическим, – подчеркивает автор статьи. При помощи и активном участии Розенфельда, как следует из воспоминаний, была создана военная база лечения, появились несколько фармацевтических предприятий и научно-исследовательский институт вирусологии, который частично обеспечил сывороткой и прививками армию и население, наладилась работа по профилактике инфекционных болезней. Еврейский врач создал полевой госпиталь и организовал краткосрочные медицинские курсы, важность которых, на фоне острой проблемы с комплектацией медицинского персонала, трудно было переоценить.

Пункты лечения, по предложению Якоба Розенфельда, создавались непосредственно на маршрутах передвижения боевых частей китайской армии. Содействовали этому сельские старосты и главы районов. Генерал Ло объехал на предоставленном в его распоряжение трофейном джипе немало поселков и деревень. Ему предоставляли слово на крестьянских собраниях, и он говорил на местном наречии, не прибегая к услугам переводчиков. О том, насколько опасной была эта миссия, свидетельствует такой факт: однажды на заднем дворе дома, в котором находился генерал Ло, прогремел взрыв. Находившиеся поблизости солдаты, не раздумывая, бросились к показавшемуся на крыльце доктору, чтобы прикрыть своими телами уважаемого боевого товарища, а он, не теряя самообладания, сказал им с улыбкой: “Не страшно! Нас не так просто убить…” “Генерал Ло, еврей по национальности, наш настоящий брат, навеки останется в сердцах благодарных китайцев” – так заканчивается цитируемая нами мемуарная статья.
ОДИССЕЯ ЯКОБА РОЗЕНФЕЛЬДА - http://kackad.com/kackad/?p=15698

https://vk.com/levoradikal_news?w=wall-25447883_162417
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

r3dthr3at: (Default)
r3dthr3at

April 2017

S M T W T F S
      1
234 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 2nd, 2025 09:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios